Каждый человек когда-то был начинающим. Ну кроме, конечно, Ингви Малмстина, который сразу же родился монстром гитаризма. На его фоне (да и без этого фона), многие и до сих пор остались начинающими. Но этого бояться не нужно. Всегда можно утешить себя тем, что сложная музыка - совсем необязательно является хорошей, и весь золотой фонд музыкального наследия состоит из простеньких мелодий, будь то пятая симфония Бетховена, или джазовый стандарт про "возьми пять". Красота, в общем, не в сложности, а в удовольствии, которое получает твой теплый мозг через ушные раковины на боковых гранях покрытого натуральной кожей черепа.
Ниже пять классических рок-соляков прошлого века, исполненных очень разными музыкантами в очень разной манере. Вряд ли тебе понадобиться какая-то фантастическая скорость для того, чтобы сыграть их в оригинальном темпе. Однако, чистота звукоизвлечения, вибрато, точные бенды и другие противные штуки будут как всегда ожидать тебя словно стая бездомных собак у ворот промзоны. Наслаждайся и да пребудет с тобой радость окружающих, до которых долетят звуки твоей гитары. И, кстати, на все эти вещи существует миллиона три минусов - при желании ты без проблем найдешь их в интернете где-то между порнографией и терками за тайминг.
И традиционное спасибо нашему профессионалу гитарно-учебных дел Кириллу Сафонову, который снял это видео и забил в табы соляки. От чистого сердца рекомендую вам его гитарную школу Guitar-Science.Ru как самое правильное место для обучение гитаре.
1. Iron Maiden "The Loneliness Of The Long Distance Runner"
Давно не секрет, что наши музыканты постоянно заимствуют идеи у западных коллег. Великая песня певицы Славы про то, что "Одиночество - сволочь", оказывается изначально была вдохновлена этой самой спортивной вещью британцев из "Железной девы", которые пели о самых сложных проблемах марафонцев. Ни дыхалка, ни мышечная боль, ни стертые ступни, ни жажда... Ничто так не мучает бегунов на длинные дистанции как одиночество. Оно и понятно, на коротких дистанциях вы, как правило, держитесь плотной группой, а на длинных растягиваетесь так, что образуется дистанция между людьми.
Мелодия из вступления песни структурно достаточно проста. Есть две фразы, которые играются сначала в одном участке грифа, а потом в другом, переходя в иную тональность. И все вроде бы легко и понятно, соло очень легко напеть ртом, но нужно быть внимательным по части вибрато, легато и стаккато, делая правильные паузы в нужных местах.
Комментарий Кирилла: Почему-то многие начинающие гитаристы в упор не замечают паузы. А ведь это не менее важный элемент, чем сами ноты. Паузы, как и ноты, должны иметь определенные длительности, кратные заданному темпу. Данное соло неплохо подойдет для работы над этими аспектами.
2. Santana "Europa"
Еще более певучая песня, и также без бендов, что в некотором роде упрощает задачу. Перед тобой вступление и основная тема настоящему шедевра инструментальной гитарной музыки. Тебе нужен будет сочный плывущий сустейн (испытание твоей гитары на волчки) и мягкое убаюкивающие вибрато. И, разумеется, как и в предыдущем соло, обрати внимание на нужные паузы и легато, придающее дополнительную мягкость этому певучему соло.
Комментарий Кирилла: Очень известное певучее соло. Оно не такое уж тривиальное по ритму и мелизмам, благодаря которым гитара действительно поет. Здесь также присутствуют паузы, вибрато, слайды и форшлаги. Не пренебрегайте этими элементами, иначе вся фишка соло будет утрачена.
3. Derek & The Dominos "Layla" by Eric Clapton
Многие люди в музыке совсем не понимают, почему они очень сильно стараются, а сочинить шедевр никак не получается, даже при том, что они уже научились хорошо играть. А все дело в жизненном опыте. Как правило, если ты скучно живешь, то и в музыке эта скука у тебя сквозит в каждом такте. А вот Эрик Клэптон не из тех, кто жил скучно. И у этой песни есть своя неоднозначная история. У Эрика был друг Джордж Харрисон, который работал гитаристом в группе Beatles. Разумеется, как и полагалось знаменитости, у Джорджа была красивая жена-фотомодель. Эрик в нее влюбился и написал про нее эту песню. В конце концов отбил ее у друга и женился. Лет через десять, разумеется, развелся, но песня осталась навеки. Более того, еще через какое-то время он записал акустическую версию этой песни (более известную в народе). В общем, бабы - это такие создания... вырастешь и сам поймешь, наверное.
А у нас в данном примере вступительное соло к древней электрической версии 1971 года, и тут, помимо наших традиционных ценностей в виде легато и вибрато, уже появляются бенды - бич очень многих гитаристов, которые недотягивают, перетягивают и совершают прочие страшные грехи, за которые их будут жарить в аду на сковородке без картошки и сала.
Комментарий Кирилла: Здесь есть шустрая легатная фраза, которую, возможно, потребуется отработать отдельно и затем интегрировать в контекст соло. И конечно же, бенды. Внимательно следите за попаданием ноты в тон.
4. Nirvana "Smells Like Teen Spirit"
Очень многие, ощущающие себя крутыми, люди и закосы под людей говорят о Курте Кобейне с некоторой ноткой высокомерия. Дескать, тот был хреновеньким гитаристом. Бог им судья. Но если тебе вдруг залезут в голову такие мысли, то попробуй найти минус от этой песни и придумать свою версию соло, и не просто поливы разных красивых нот, а что бы соло идеально точно подходило по стилистике к этому гимну своему времени и жанру. На этом можно завершить сеанс ненужной защиты Курта от всяких поливальщиков газонов с "зеленая зеленая трава" и перейти к соло. Оно действительно несложное, и его можно играть грязно и нечетко. Просто такой сырой дух древнего рокенрола, когда настроение, эмоции и посыл важнее конкретных нот. Ведь главное для соло - это чтобы оно звучало в головах - твоей и слушателей. А гитара и твои пальцы - это всего лишь посредник - между музыкой и душой слушателей.
Комментарий Кирилла: Несмотря на то, что в этом соло нормальные люди вряд ли осудят гитариста за некоторую грязь, в учебных целях я советую учиться играть его максимально чисто. Это не всегда просто, т.к. здесь частенько используются открытые струны.
5. Guns N' Roses "Knockin' On Heaven's Door"
Еще одно классическое соло, в котором как нигде раскрывается вся суть гитарного гения Слэша. Вроде бы он играет нашу любимую пентатонику в ми (а на самом деле соль-мажор), но суть не в этом. Парень просто поет на гитаре. Его соло - не хаотически набор нот из тональности, а четко осмысленные фразы, невероятно простые с точки зрения профессиональных гитаристов, но максимально запоминающиеся и цепляющие. Я слышал это соло миллион раз в миллионе самых разных кабаков по всему миру. Совсем необязательно исполнять его абсолютно точно нота в ноту (даже Слэш не всегда так делает), гораздо важнее передать настроение. Наверное. Кстати, эту песню изначально сочинил Боб Дилан. Послушай оригинал. Мне он не зашел, и я был в шоке от того, что Ганзы с ней сделали.
Комментарий Кирилла: Наверное, самое сложное соло в данной подборке. Чего здесь только нет: бенды, слайды, вибрато, форшлаги... Одни только представленные здесь бенды - прямые и обратные, определенные и неопределенные, мгновенные и запоздалые, возвратные и безвозвратные!!! Слэш дико крут в этих делах. Отнеситесь к этому соло с предельной внимательностью. И когда вы его сыграете, то поймете, насколько гениален этот великий гитарист.